«В КАДРЕ»: Основы композиционного мастерства
Любой начинающий фотограф сразу должен усвоить непреложную истину, которая заключается в том, что фотоаппарат не может показывать мир таким, каким его видит человеческий глаз. Фотоснимок представляет собой двухмерную картинку, отображающую окружающую действительность. Насколько привлекательно и интересно это будет сделано, насколько получится перевести двухмерный образ в трехмерный зависит исключительно от самого фотографа.
Важно отметить, что кадр имеет общепринятый набор составляющих фотоизображения. Если им уделяется должное внимание, они правильно используются, то такие фотографии «оживают» на глазах: в них появляется объем, раскрывается сюжет, задуманный автором, а также сохраняется ощущение реальности происходящего, что тоже немаловажно.
Важные моменты фотосъемки
1. Передний план. Это часть кадра, которая располагается к зрителю ближе всего. Все детали на переднем плане, как правило, сразу бросаются в глаза, зритель будет уделять им больше всего внимания. Поэтому и фотограф в своей работе должен обратить внимание на них. Предметами переднего плана могут быть любые объекты, которые не выпадают из общей смысловой канвы.
2. Точка фокуса. Это главный предмет в кадре, так сказать его идея и визуализированная концепция в одном флаконе. Умение управляться с собственным фотоаппаратом, понимание того, на что он способен в техническом смысле (его возможности в настройках, режимы и так далее), бесспорно, помогут вам выстроить прекрасную композицию, которая обязательно найдет своего зрителя.
3. Точка съемки. Это такое место, на котором располагается фотограф, делая снимок. Типичная точка съемки – на уровне глаз фотографа в положении стоя. Чтобы избежать банальности в работе лучше всего этот вариант не выбирать, за исключением случаев, когда данное положение принципиально помогает реализовать задумку автора. То есть в целом точку съемки необходимо выбирать, исходя из нескольких факторов, таких как пространство, в котором находится фотограф, концепция, которая ложится в основу фотографии, чтобы затем последняя могла представлять собой художественную ценность, приносить эстетическое наслаждение, если хотите. На практике это будет выглядеть так: снимая из положения снизу вверх, вы получите подчеркнутый передний план с последующей перспективой. К примеру, так беспроигрышно можно подчеркнуть величие массивных лесных сосен. И наоборот: снимая из положения сверху вниз, вы получите обратный результат.
4. Перспектива. Это понятие помогает показать глубину в изображении. А учитывая, что фотография - двухмерный мир, данная составляющая приобретает особую значимость и актуальность для фотографа. Как это можно сделать? В третьем пункте мы приводим наглядный пример ввода перспективы с нижней точки съемки (величие леса). Таким образом, используя диагональные линии, идущие с переднего плана к заднему, помогают создать перспективу. Кроме того, для создания глубины в изображении, в кадр нередко, вводят объекты, которые, удаляясь в пространстве, становятся все меньше.
5. Горизонт. Это линия перехода от земли к небу и наоборот. Этой составляющей отводится особая роль. Данную линию лучше располагать в кадре так, чтобы она не разделяла кадр на две одинаковые половины. Именно смещение горизонта на изображении сделает его более естественным и интересным. Закрепим: таким образом, чтобы избежать статики на фотографии нужно сместить линию горизонта. Для этого можно заострить внимание на заднем плане (например, дать в кадре больше места небу, тем самым показав его глубину), либо подчеркнуть то, что находится впереди (например, продемонстрировав зрителю величие леса или красоту зеленой лужайки, залитой солнечным светом). Итак, что делать? Чтобы сместить линию достаточно наклонить камеру вниз или вверх.
6. Воздушная перспектива. В основе этого термина находится эффект визуального восприятия объектов съемки в воздушной сфере. Дело в том, что чем дальше расположен предмет, тем он становится менее ярким для восприятия. Данный элемент хорошо иллюстрируется съемкой в тумане или если в кадре «находится» дым. Очертания предметов съемки на заднем фоне становится более размытыми по сравнению с объектами, которые находятся на первом плане изображения.
7. Точка схода. Воображаемая точка - вот что представляет собой данное понятие. В ней при изображении происходящего в перспективе, параллельные линии реального пространства сходятся в одну точку. Эта точка – главный элемент в построении зрительной перспективы кадра.
Обозначенные выше элементы, безусловно, играют важную роль в построении удачной композиции. Но, пожалуй, самый главный фактор удачной фотоработы заключается в вашем личном видении композиции, в умении в окружающем вас мире заметить и запечатлеть хорошую композицию в кадре. Помните, что успех приходит с опытом, как и навык композиционного видения. Верьте, и все обязательно получится!